По прогнозам исследовательской компании Data Insight к 2023 году объём онлайн-торговли вырастет в два раза и оставит 2,4 трлн рублей. А 50% интернет-покупок уже сейчас оформляются через маркет-плейсы.
Что такое маркетплейс?
Маркетплейс — это торговая площадка в Интернете, где несколько компаний предлагают свои услуги или товары. В идеале маркетплейс предлагает покупателю большой выбор поставщиков и возможность их сравнения. Вместе с тем для продавца он организует маркетинговые кампании, привлекает трафик и анализирует результаты.
С каждым годом разработчики и администраторы совершенствуют свои сервисы, что делает работу продавцов более удобной и выгодной. Представлять свой товар на популярном маркетплейсе — престижно и дальновидно.
Отличия от интернет-магазина
Маркетплейс предлагает товары и услуги разных поставщиков, тогда как интернет-магазин торгует одним брендом или предлагает только одного производителя. Маркетплейс похож на большой торговый центр, а интернет-магазин на фирменный бутик.
Интернет-магазин обычно узконаправлен и посвящён одной тематике. В нём вы сами устанавливаете правила оплаты, доставки, возврата товара. Маркетплейс же устанавливает единые правила для всех продавцов.
Виды маркетплейсов
Маркетплейсы различаются по двум критериям:
- что сервис предлагает;
- тип участников.
Примеры различных сервисов:
- услуги (Booking.com);
- товары («OZON», Tiu.ru);
- информация (HeadHunter, SuperJob);
- инвестиции (CircleUp, Kickstarter).
Виды участников:
- B2B – бизнес делает покупки у бизнеса;
- B2C – бизнес продаёт обычным людям;
- C2C – товары и услуги предлагают не предприниматели.
Принципы работы маркетплейса
Сервисы работают для продавцов по схожему принципу:
- регистрация;
- наполнение витрины;
- презентация покупателям новых предложений;
- конкуренция и сравнение;
- оформление заказа;
- оплата;
- доставка.
Частота показов и позиция товара зависит обычно от количества заказов и положительных отзывов (рейтинга). Однако, все маркетплейсы предлагают особые условия для рекламных товаров: баннеры, закреплённая позиция в выдаче, предложение вашего товара в качестве альтернативы и тд.
Плюсы и минусы маркетплейса
+ высокий покупательский поток, вызванный популярностью площадки;
+ возможность расширить географию продаж;
+ снижение расходов на рекламу;
+ быстрый старт;
+ использование уже готового сайта;
+ налаженная система оформления заказов;
+ гарантии безопасности.
- высокая конкуренция на площадке;
- зависимость от установленных правил;
- меньше возможностей для коммуникации с покупателем;
- акции и специальные условия иногда прийдётся согласовывать.
Важно знать при выборе маркетплейса
Чтобы выбрать эффективную площадку для ваших товаров, важно проанализировать некоторые моменты. Говорящий показатель работы маркетплейса — количество продавцов и покупателей. Обычно эти сведения предоставляют потенциальному продавцу перед регистрацией.
Ознакомьтесь с количеством конкурентов, их не должно быть слишком много по сравнению с зарегистрированной целевой аудиторией. Если на 5000 потенциальных покупателей уже есть 1000 аналогичных магазинов, ваш бизнес вряд ли получит выгоду с этой площадки.